Четверг, 02.05.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Спасо-Георгиевский Храм в с. Млёво Тверской области

Архитетектурные особенности

 
Млёво село. Ист.застройка (XIX). Храмовая живопись (сер. XIX-XX). Некрополь (XIX). Ист. ландшафт

Одно из самых красивых мест в Тверской области, окруженное к тому же многочисленными историческими преданиями и легендами. Охраны заслуживает исключительно красивая долина Мсты, текущей здесь в долине между высокими озовыми холмами, на которых и вокруг которых стоят древние курганы. В центре села, сохранившего довольно много домов XIX столетия стоит Спасо-Георгиевская церковь (1823-1849), с живописью, современной ее постройке. Вокруг сохранился, хотя и с неизбежными утратами, старинный некрополь.

Состояние всех исторических памятников этого села нельзя оценивать как благополучное, многие из них, особенно курганы и многие старинные дома, требуют защиты и охраны.

Сначала о ландшафте. Для многих, впервые попадающих сюда, трудно поверить, что валы, между которыми расположена долина Мсты - не насыпные. Так сильно напоминают они старинные городища и укрепления незапамятных времен. Но это - озы, древние ледниковые речные наносы, оставшиеся от последнего Валдайского оледенения.

Но есть и настоящие курганы и городища:

Эффектное расположение села было в старину еще усилено тем, что Млево - это два села, собственно Млево и Троице-Млево, располагавшееся напротив, на левом берегу Мсты. На фото слева в елках - место древнего Троицкого монастыря и Троицкой церкви, а направо - собственно Спасо-Георгиевская церковь в Млеве:

Собственно церковь - вид с левого берега Мсты:

Храм - это огромное по сельским меркам сооружение, и очень грамотное по архитектуре, явно с хорошим первоначальным проектом:

Детали. Обратите внимание, как грамотно выполнены портики ионического ордера, хорошо соблюдены пропорции на таком очень большом здании:

Трапезная с высокими окнами оформлена прямыми сандриками-полочками с волютообразными кронштейнами и превосходным карнизом с мутулами, объединяющим все здание в единое целое:

Апсида трехчастная, с выделенным полукруглым главным алтарем (всего в храме шесть престолов: три в холодном, три - в теплом храмах).

Западный вход оформлен в виде портика ионического ордера с двумя круглыми в плане звонницами по углам:

Живопись в храме разного времени. От первоначального интерьера остались резьба и отчасти иконы в иконостасе в холодном храме:

Что касается монументальной живописи, то она в первоначальном виде осталась в алтаре:

И в подкупольном пространстве холодного храма. По типу орнаментов и общему стилю можно заключить, что если проект архитектуры храма еще может быть тверским (под наблюдением И.Ф. Львова), то живопись явно не тверская. Она напоминает провинциальную живопись Новгорода того времени (Николо-Дворищенский собор или собор Арсениев-Коневского монастыря). Создана она, скорее всего, в середине - 3 четверти XIX века.

В трапезной сохранилась живопись начала XX века, посредственного качества, сильно потемневшая от сырости и копоти:

В притворе она сохранилась лучше, хотя отчасти записана в середине - 2 половине XX века, но записана неплохо и интересно:

Вокруг храма сохранился некрополь, сильно поврежденный совсем недавно во время довольно варварской расчистки погоста, предпринятой местным причтом. Общий вид расчищенной части погоста:

Синяя кровля - сень над одной очень известной млевской могильной плитой, случайно обнаруженной в середине XIX века при копании могил и ставшей знаменитой благодаря нескольким публикациям приезжих туристов, вроде Н.К. Рериха. После этого ее уверенно стали считать могилой легендарной Марфы Посадницы, теперь считают уже почти не сомневаясь. Между тем, это очень плохо сделанное, малограмотное и, к тому же, недоделанное сельское надгробие XVI века (после 1492 года):

Почти нет сомнений, что надпись представляет собой "прижизненную заготовку" некоей Марфы, где оставлено место под год смерти (поставлена только первая цифра 7 (семь тысяч). Текст: "Лета 7... положенася (так! - П.И.) преставися раба Божия Марфа на па..." (далее требовалось вставить собственно день смерти, "на па(мять)" - то есть имя конкретного святого, в день памяти ("на память") которого это произошло). Но плита так и осталась недооформленной и забытой до времен Рериха... Теперь это туристический объект. Остальные могилы погоста мало кого интересуют. Хотя здесь похоронен герой нескольких войн, в том числе войны 1812 года Николай Никитич Сеславин, брат известного партизана Александра Никитича Сеславина:

И другие старинные захоронения, среди которых потерянное сейчас захоренение еще одного героя войны 1812 года - Василия Ивановича Загряжского, предположительно, где-то недалеко от могилы "псевдо-Марфы", у северо-западного угла храма.

Ряд захоронений сейчас объединены в одно, как, например, родовая могила священников Соколовых-Любских и их потомков, родственников Д.И. Менделеева:

Погост окружен старинной оградой, полуразрушенной в настоящее время, с кованными воротами, зачем-то покрашенными недавно в голубой и синий цвет, что, надо признать, весьма безвкусно (сравните с предыдущим фото портика храма, сделанным до этого):

Село сохранило довольно много очень старых деревянных домов. Например, это великолепный дом Соколовых (2 четверть XIX века), в котором у родственников бывал и сам Менделеев:

По-видимому, старинная и сторожка возле храма (2 половина XIX века):

Но самое интересное старое здание в селе расположено на его окраине. В нем до последнего располагался магазин, а до того был трактир. Дом построен кем-то из местных купцов и относится к числу великолепнейших деревянных гражданских сооружений Тверской губернии. Даже теперь, без крыши, постепенно погибая, он крепок и величественен. Время его постройки надо отнести ко 2 половине XIX века:

Детали:

В интерьере (обратите внимание на центральный зал и огромный ларь у стены):

Здание заброшено и находится под угрозой гибели. В целом по Млеву необходимо комплексное сохранение села с застройкой, ландшафтом и некрополем при церкви, то есть фактически разработка охранных зон, в том числе памятников археологии, которые в настоящее время разрушаются "черными кладоискателями". Пока ничего этого не предвидится.